Разгрузка: вверх, вниз и комбинированная
Возможно, вы уже слышали эти
термины раньше, но не имеете четкого представления об их значении и
использовании. Эти навыки необходимо иметь в своем арсенале, поскольку
они сделают вас более динамичным, уверенным и универсальным райдером.
Если вы уже уверенно чувствуете себя на пологих склонах, но не способны
контролировать скорость на крутяке, возможно, это то, что вам нужно.
Если вы уже справляетесь с крутыми участками — эта техника улучшит
четкость и баланс. “Разгрузка вверх”, “разгрузка вниз” и
“комбинированная разгрузка” — это определения разных способов
перекантовки, произошедшие от способа, которым тело и доска меняют свое
взаимное положение. По сути, для того, чтобы осуществить перекантовку,
нам необходимо разгрузить один кант и загрузить другой, используя один
из этих трех методов. “Разгрузка вверх” и “разгрузка вниз” определены
PSIA, а термин “комбинированная разгрузка”, насколько мне известно, был
введен Ериком Бемэном из лыжной и сноубордической школы в Шугарлоф/США
незадолго до появления карвинговых лыж. Он счел необходимым дать
определение методу, который уже давно использовался
гонщиками-лыжниками, но был в новинку сноубордистам. Разгрузка
вверх (up-unweighting), или кроссовер (cross-over) — это способ, при
котором для перекантовки нужно разогнуть колени, толкая тело вверх и
через доску. При правильном исполнении это выглядит, как будто райдер
встает вертикально в конце дуги и просто ныряет в новый поворот. В
верхней точке подъема импульс движения вверх снимает вес с рабочего
канта, вы можете перебросить тело на другую сторону доски и обратным
движением вниз загрузить другой кант. В этом случае вы максимально
“сложены” в верхней точке поворота и распрямлены в переходах.
Чувство невесомости между дугами можно увеличить, если вы немного
переусердствуете, выполняя кроссовер. Можно скомбинировать кроссовер со
щелчком на хвосте, и тогда вы просто прыгнете в воздух. Если выполнять
такие прыжки через линию склона, то зависать в воздухе можно надолго,
покрывая приличные дистанции. Приземление на противоположный кант, в
дуге — это не только впечатляет, но и является отличным упражнением для
шлифовки чувства равновесия. Наверняка кроссовер — это самый
первый и интуитивно понятный из способов перекантовки, которому вы
научились. Именно так вы переходили с канта на кант, если вы учились
карвингу с помощью упражнения “Нормаль”. Однако, это наиболее медленный
из всех способов, и он требует значительной амплитуды для переноса
центра тяжести тела. На крутяке, на льду или просто на высокой скорости
это губительно для баланса. К тому же, если вы вдруг оказались на узкой
полосе снега (узкий склон, спуск между бугров), то вам просто может не
хватить места для выполнения разгрузки вверх. Если вы не владеете
другими методами, то будете вынуждены скрести снег хвостом там, где вы
могли бы резать дугу. Разгрузка вниз (down-unweighting), или
кросс-андер (cross-under) — это метод, при котором для разгрузки
рабочего канта нужно быстрым движением подтянуть колени к телу.
Подтягивая колени, райдер во время перехода приседает, отсюда и
название “разгрузка вниз”. Строго говоря, при кросс-андере вы
заставляете доску “гулять” взад-вперед под вами. Например, если вы
исполняете серию быстрых слаломных поворотов по линии склона, то
верхняя часть тела смотрит строго вниз, а ноги маятником ходят
вправо-влево. Центр тяжести двигается прямо вниз, не колеблясь ни
вверх-вниз, ни вправо-влево. Вы распрямлены в середине дуги и собраны в
переходах. Этот метод хорошо практиковать на пологом склоне,
представляя, что на голове у вас поднос с обедом. Нужно, чтобы повороты
происходили как можно плавней, “от бедра”. Важно, во-первых, не
размахивать руками из стороны в сторону, и, во-вторых, не допускать
перекручивания в талии — это нарушает равновесие. Верхняя часть тела
должна находиться в состоянии устойчивого прямолинейного движения — в
этом ключ к выполнению кросс-андеров. Кросс-андер незаменим при
обработке бугров, когда при интенсивной работе ног и коленей необходимо
сохранять центр тяжести в устойчивом сбалансированном положении.
Теперь рассмотрим такой важный метод как "комбинированная разгрузка" (В
оригинале — cross-through — “разгрузка-через”; почему “комбинированная”
— см. ниже — прим. Focus). Этот важный и полезный метод, по сути,
отличается от предыдущих двух, и является комбинацией кроссовера и
кроссандера. Чем больше в нем присутствует разгрузки вниз — тем быстрее
происходит перекантовка. Частично разница между комбинированной
разгрузкой и разгрузкой вниз заключается в том, что первая
преимущественно используется в поворотах слалома-гиганта, когда верхняя
часть тела смотрит по направлению движения доски, а не по линии склона;
траектория движения райдера пролегает по всей ширине склона, а не прямо
вниз. В середине дуги таких скоростных поворотов мы обычно
сидим низко и собранно для достижения максимального баланса. Или, если
позволяют условия, мы можем полностью вытянуться и лечь на склон в
широком еврокарве. Так что при перекантовке путь один — наверх. Но
вместо того, чтобы полностью вставать, нужно лишь слегка приподняться,
только для того, чтобы закончить перекантовку быстрым подтягиванием
коленей. Вот отсюда — смесь овер- и андер-. Вместо того, чтобы
переваливать все тело через доску, нужно просто и быстро перекатить
колени с одной стороны на другую. Глаза отслеживают направление
движения, верхняя часть тела перпендикулярна доске. Присутствует очень
небольшое закручивание в талии. Это позволяет осуществить
перекантовку быстро и компактно. Особенность перекантовки в том, что в
этот момент мы практически не контролируем доску. Ни один кант не
работает, и нас просто несет в направлении окончания последней дуги.
Уменьшая время перекантовки, мы повышаем контроль. Резаный поворот
позволяет контролировать скорость и направление, плоское скольжение —
нет. Использование комбинированной разгрузки позволяет начать следующую
дугу как можно раньше, восстанавливая контроль над направлением и
скоростью. Комбинированная разгрузка сохраняет центр тяжести в
настолько устойчивом и равновесном положении, насколько это возможно.
Можете представлять, что ваш центр тяжести совпадает с точкой
сбалансированной стойки. Уменьшая движения вверх-вниз и вправо-влево в
этой точке между дугами, вы будете чувствовать себя значительно
уверенней. Это также позволит вам находиться ближе к доске, то есть
тверже стоять на ногах, значительно уменьшая риск банального
заваливания через кант в начале нового поворота. Еще одно
преимущество комбинированной разгрузки — совпадение центра тяжести тела
с “осью наклона” в повороте. Ось наклона — это воображаемая линия
(сориентированная по направлению движения), вокруг которой тело райдера
вращается вправо-влево (смотрим со спины), например, когда он
наклоняется в правый или левый поворот. Когда вы используете кроссовер
в GS-повороте, ось наклона находится внизу на уровне доски, а все тело
качается по сторонам, как перевернутый маятник. Используя
комбинированную разгрузку, можно точно совместить ось наклона с центром
тяжести, что оптимизирует равновесие, стабильность и плавность.
Хороший карвер должен в совершенстве владеть всеми тремя приемами
перекантовки. Практикуйте их на простом ровном склоне, который позволит
развить достаточную для “лежачих” дуг скорость, оставаясь при этом в
комфортной зоне. Когда вы почувствуете, что можете быстро, плавно и
четко переходить из одной дуги в другую, отправляйтесь прямиком на
крутяк и почувствуйте, как хорошая перекантовка позволяет выполнять
серии скоростных поворотов с мастерством, достойным уважения
окружающих.
|