Очень многие лыжники и бордеры
любят прыгать. Однако далеко не все прыгают на качественных трамплинах.
Не секрет, что строительство сноупарков в нашей стране находится в
зародышевом состоянии. Весенний лагерь на Домбае, летний лагерь на
Эльбрусе — вот и всё. Даже в Москве, где, казалось бы, есть ухоженные
склоны, снежные пушки и ратраки, качественных парков, мягко говоря,
немного. Хочется надеяться, что в наступающем сезоне положение будет
хотя бы слегка исправлено. Ведь на самом деле не такая уж и большая
проблема — сформировать ратраком основу для тейблтопа, за которым потом
будет следить либо специально привлечённый шейпер, либо сами же
райдеры–энтузиасты. Посмотрите на Финляндию. В стране нет больших гор,
а трассы на большинстве курортов своими размерами сравнимы, к примеру,
с трассами в Сорочанах. Что остаётся райдерам? Кататься в сноупарках.
Финляндия — страна сильных фристайлеров и сумасшедших джибберов. Ну да
ладно, это лирическое отступление. На самом деле, в этой статье мы
попытаемся ответить на животрепещущий вопрос начинающих российских
фристайлеров-любителей: «как правильно построить трамплин?» Итак,
для начала рассмотрим общую анатомию трамплина. В идеале участок
склона, выделенный для постройки трамплина, должен иметь примерно такую
конфигурацию.
На рисунке видно, что склон чётко делится на три основных участка:
Разгон (Inrun) — A
Этот участок (что очевидным образом отражено в его названии) служит для
набора необходимой для прыжка скорости. Разгон должен быть хорошо
укатанным, а его длина и крутизна, естественно, определяют набираемую
для прыжка скорость.
Стол (Table) — B Это практически
горизонтальный или достаточно пологий участок склона. Основное его
назначение — служить платформой для размещения кикера (kicker) — E.
Кикер — это как раз непосредственно трамплин, рукотворная конструкция в
форме, грубо говоря, трёхгранной призмы. Стол должен быть практически
горизонтальным для того чтобы более плавно вывести райдера на кикер,
имеющий положительный угол вылета. Если кикер с таким же углом вылета
поставить прямо на крутом разгонном участке, то выход на него будет
восприниматься как удар по ногам, лишающий райдера равновесия. А баланс
в момент вылета — основополагающая вещь при прыжке.
Участок
стола, начинающийся за кромкой кикера, называется транзитом — D.
Подразумевается, что райдер должен перелетать транзит. Приземление на
плоский транзит после прыжка с большой амплитудой — вещь болезненная.
Приземление (Landing) — C
Этот участок, как можно догадаться по его названию, служит для
приземления после прыжка. Приземление должно иметь достаточный уклон
для того, чтобы частично погасить вертикальную составляющую скорости
райдера, смягчив таким образом удар по ногам. Длина приземления должна
быть достаточной для того, чтобы обеспечить райдерам определённый запас
— не каждый заканчивает свой прыжок аккуратно в начале приземления.
Некоторые его вообще перелетают, что ещё более болезненно, чем
приземление на транзит. Приземление оканчивается пологим выкатом, длина
которого должна быть достаточной для того, чтобы безопасно сбросить
скорость и затормозить после прыжка.
Сейчас у читателя,
собирающегося строить свой первый трамплин, наверняка накопилось
раздражение и масса вопросов. Что значит «достаточная длина»,
«достаточная крутизна», «достаточная ширина» и прочие расплывчатые
определения? Если вы хотите однозначных и точных цифр — в конце статьи
вы найдёте параметры тейблтопа, утверждённые канадской ассоциацией
лыжного фристайла. Однако эти цифры бессмысленны для вас, если вы не
являетесь менеджером хоть какой-нибудь завалящейся горки с одним
ратраком. А так как вы, скорее всего, таковым не являетесь, то
наберитесь терпения — когда вы дочитаете эту статью, вы, надеюсь,
получите представление о том, что вам следует делать.
Итак, в
первую очередь следует выбрать место для постройки трамплина. С
идеальным рельефом для прыжков мы уже ознакомились, осталось добавить
немного ясности. Выбирая место для кикера, необходимо оценить несколько
факторов. В первую очередь, нужно определить размеры транзита. Его
длина естественным образом зависит от амплитуды вашей траектории. Чем
определяется амплитуда? Размерами и формой кикера, а также скоростью
вылета. Чем определяется скорость вылета? В основном, разумеется,
крутизной и длиной разгона. Кроме того, есть ещё один немаловажный
фактор — состояние снега. Насколько он «скользкий». А так как ратрака у
нас нет, то параметры разгона, стола и приземления жёстко диктуются
рельефом склона.
Видите, как всё непросто? Не затабулировать же все возможные сочетания угловых и линейных размеров элементов трамплина.
Единственный надёжный советчик в этом вопросе — ваш собственный опыт.
Когда вы представляете себе, как работает кикер, на какой скорости вы
можете на него комфортно выйти, с каким углом вылета вам удобнее
работать — тогда всё становится более или менее ясно. Выберите наиболее
подходящий с виду участок склона, заберитесь наверх, сделайте глубокий
вдох, резкий выдох — и мочите вниз по прямой. Если снег свежий, то
спуск придётся повторить несколько раз, пока ваш след не укатается. Так
вы получите представление о своей скорости при выходе на стол, а также
о том, достаточно ли вам места на приземлении и выкате, чтобы безопасно
завершить прыжок.
А если опыт прыжков отсутствует напрочь? В
этом случае всё ещё проще. Смело выбирайте любой понравившийся вам
достаточно пологий участок склона и лепите на нём небольшой кикер. С
такого кикера сильно не вылетишь, а значит, приземление на плоскость не
будут болезненными. Кроме того, начинать прыгать на небольшом кикере с
пологим приземлением, которое находится у вас в непосредственной
видимости, гораздо проще психологически. А между тем, такого кикера
достаточно для того, чтобы легко крутить 360.
Итак, что же всё-таки такое «небольшой кикер»? Взгляните на рисунок.
Если максимальные размеры кикера ограничиваются только фантазией
строителей и отвагой райдеров, то минимальные размеры определены
достаточно чётко. Пожалуйста, не ленитесь помахать лопатами лишних пол
часа. Не стройте кикеров с верхней гранью L короче 2.5 метров. Короткий
кикер — это не кикер, а бугор, который бьёт вам по ногам, вышибает из
правильной стойки, и пускает весь прыжок насмарку. Короткие кикеры
годятся только для того, чтобы запрыгивать на рейлы. А то ведь больно
смотреть, с каких кочек пытаются прыгать молодые бордеры. В общем,
высота Н кикера с длиной L в 2.5 метра более-менее комфортно может
достигать 1 метра.
Более крутой кикер будет уже не таким
комфортным. Верхняя грань готового кикера должна иметь ширину хотя бы в
1 метр. Естественно, крупные кикеры должны быть шире. Во-первых, это
безопаснее, а во-вторых, зачастую бордеры используют для закручивания
вход на кикер по дуге.
Многие слышали, что у трамплинов есть такая магическая вещь, как
радиус. Только не спрашивайте о конкретных цифрах. Вам же всё равно
нечем этот радиус замерять. Многие ошибочно полагают, что радиус
поверхности трамплина определяет траекторию прыжка. На самом деле
определяющую роль играет «угол касательной к поверхности кикера у его
кромки», проще говоря — угол вылета. Радиус же делается для того, чтобы
сделать выход с горизонтальной поверхности стола на этот угол вылета
более комфортным, что необходимо в случае, когда этот угол достаточно
крутой.
На реально больших трамплинах искривлённым является
только участок сопряжения кикера с поверхностью стола, а далее, ближе к
вылету, поверхность кикера является плоской. Это гораздо комфортнее для
райдера — ведь радиус вжимает вас в склон, пытаясь опрокинуть в заднюю
стойку, что крайне нежелательно, если только вы не в квотере или не
собираетесь крутить мощный бэкфлип. Кстати, если вы постепенно будете
наращивать крутизну своего кикера, то радиус выведется сам собой. Но об
этом ниже.
А теперь несколько слов о том, как строить кикер.
Строить его можно как угодно, однако есть несколько полезных приёмов.
Если есть доступ к несмёрзшемуся и нератраченному снегу, то это очень
хорошо. Лопатой нарезайте из этого снега блоки, из которых затем
выкладывайте основу кикера. После укладки каждых двух-трёх слоёв
конструкцию следует уплотнять. Здесь у бордеров есть значительное
преимущество перед лыжниками — доски. Доски вообще являются отличным
строительным инструментом. Если их в избытке, они могут служить
опалубкой, предотвращающей расползание насыпаемого снега в разные
стороны.
Если нарезать снежные блоки не получается — не беда.
Просто набрасывайте снег в продолговатую кучу, не забывая периодически
уплотнять его. В любом случае, ширина основания кикера должна быть в
полтора-два раза больше планируемой ширины его верхней грани — снег
неизбежно будет сваливаться вниз по мере роста высоты кикера.
Хорошо периодически подсыпать в строящийся кикер селитры, особенно,
если снег мокрый. Правда, если вас заметут с мешком селитры в метро, то
могут принять за террориста.
В месте сопряжения кикера со
столом тоже набросайте снега, уплотните его, выведите какой-никакой
радиус, чтобы переход со стола на кикер не был резким. Готовый кикер
следует хорошенько уплотнить, аккуратно потоптавшись по нему в лыжах
или на доске, а затем неплохо оставить его на ночь, чтобы снег
схватился как следует — селитра очень способствовала бы этому процессу.
Но я очень сомневаюсь, что кому-нибудь хватит силы воли бросить
свежепостроенный кикер, не обкатав его.
В общем, когда начнёте
обкатку, кикер начнёт проседать. Подсыпайте на него снег,
разравнивайте, уплотняйте его, и снова обкатывайте. После нескольких
прыжков с более-менее серьёзным разгоном станет понятно, устраивает вас
форма кикера или нет. Если вас слишком сильно выбрасывает вверх —
сделайте кикер более пологим, подрезайте его, начиная от кромки. Если
наоборот хотите, чтобы выбрасывало повыше — подсыпайте снег ближе к
кромке, уплотняйте его, только сохраняйте плавность формы.
Hа
самом деле, если вы переборщите с крутизной, а выход на угол вылета
будет недостаточно плавным, то это сразу будет заметно при прыжке — вас
будет бить по ногам и опрокидывать назад. И когда вы начнёте таким вот
итерационным образом наращивать угол вылета, вы невольно выведете
радиус своего кикера — всё получится примерно как на рисунке.
Естественно, при этом кикер, скорее всего, придётся удлинять — но это
всё вы поймёте сами, когда будете обкатывать подкорректированную форму.
Ну а теперь посмотрим, что можно делать в парке при наличии
ратрака. Как мы выяснили в самом начале, для хорошего трамплина
необходимо хорошее место. Приличный уклон для разгона, потом
выполаживание для стола, потом перегиб и снова крутяк для приземления —
не на каждой горке найдёшь такое место. Но если есть снег, ратрак,
шейпер и желание построить трамплин — то это не проблема. Стол, кикер,
транзит и приземление можно сформировать вообще на пустом месте.
Единственное, что требуется от горки — достаточная для разгона длина.
Есть несколько вариантов профилей такого насыпного трамплина:
* A — Классический бигэйр с кикером. * B — Тэйблтоп, требует больше снега, зато меньше возни с кикером. * C — Гэп пижонский, строится для соревнований. Полёт над ямой — вещь эффектная. * D — Гэп рациональный, требует меньше снега, чем тэйблтоп и проще обрабатывается ратраком, чем гэп с явно выраженной ямой.
И в заключение несколько слов о бэккантри. Если вы прыгаете в больших
горах, то вам повезло. Рельеф в горах гораздо разнообразнее, его можно
очень выгодно обыграть. Здесь гораздо больше шансов найти участок
склона с плоским столом и крутяком для приземления. Можно нарыть
небольшой кикер над естественным дропом — небольшим обрывом или резким
перегибом на крутяк. Можно обыграть надувы, возникающие на подветренных
бортах кулуаров или подветренных же сторонах природных возвышений,
вроде пригорков или основательно заснеженных скальных грядок.
В таких местах ветер и снег кропотливо выводят для вас идеально плавный
радиус, вам остаётся только раскатать разгон, уплотнить, и, при
необходимости, подрубить вылет. В общем, дайте своей фантазии
разгуляться. Но не забывайте, что места для бэккантри кикеров следует
выбирать осторожно — как известно, неровности рельефа и перегибы склона
зачастую являются концентраторами напряжения в снежном покрове и могут
быть местом отрыва снежных досок.
|